Суббота, 23.11.2024, 07:17
Отдых с пользойГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Психология [1]
История [4]
Досуг [4]
Художественная литература [6]
Разное [20]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 91
Главная » Статьи » Статьи и книги » Досуг

Достопримечательности Минска. Часть 2
Памятник Максиму Богдановичу

Установлен в сквере на площади Парижской Коммуны, перед театром оперы и балета, недалеко от места, где стоял дом, в котором родился и жил поэт. Открыт 9 декабря 1981 г. в день 90-летия со дня рождения М. Богдановича. Авторы памятника скульптор С. Вакар, архитекторы Ю. Казаков, Л. Москалевич. Бронзовая статуя поэта высотой 4,6 метра установлена на пьедестале из красного гранита. Поэт изображен со скрещенными на груди руками, в правой руке букет васильков - цветов, воспетых в его поэзии.

Памятник Богдановичу, 18 К

Максим Богданович родился 9 декабря 1891 года в Минске, откуда затем родители увезли его в Гродно. Здесь в раннем детстве Максим осиротел: от туберкулеза совсем молодой умерла его мама. Учился поэт в городах на Волге - гимназиях Нижнего Новгорода и Ярославля. Мечтал поступить в Петербургский университет, чтобы там изучать белорусскую филологию. Однако по настоянию отца в 1911 году поступил в ярославский Демидовский юридический лицей.

Первое печатное произведение Богдановича увидело свет в 1907 году. Это был рассказ "Музыкант", опубликованный в виленской газете "Наша нiва". Позже поэт постоянно помещал свои произведения в этом издании. В 1911 году по приглашению редакции Максим побывал в Вильно. Тогда же он провел два месяца в фольварке Ракутевщина под Молодечно. Спустя пять лет вышел единственный прижизненный сборник стихов поэта, получивший название "Венок". В книгу вошли произведения Богдановича, написанные им в 1908 - 1912 годах. Темы любви к своему народу, его нелегкой судьбы ("Край мой родимый! Как проклятый богом…") и истории ("Слуцкие ткачихи") тесно переплелись в "Венке" с любовной лирикой ("Вероника"), смутным предчувствием ранней смерти (в 18 лет Максим заболел чахоткой).

С 1910 года молодой поэт занимался художественным переводом. На белорусский язык им были переведены некоторые произведения Горация, Овидия, Шиллера, Гейне, Верлена, Верхарна, Пушкина, Майкова. А на русский - стихи Янки Купалы, Шевченко, Франко, Крымского. Богданович стал одним из основателей научной истории белорусской литературы. В защиту ее народности и реализма он выступил с рядом статей. Публицистика Максима помещалась на страницах "Нашай нiвы", в ярославских газетах, московских журналах "Украинская жизнь" и "Национальные проблемы", петербургских - "Жизнь для всех" и "Северные записки". В 1914 году поэт издал в Москве историко-этнографические очерки "Червонная Русь", "Братья-чехи", а в 1916-м - "Белорусское Возрождение".

В том же, 1916 году, Богданович окончил лицей в Ярославле и приехал в Минск. Здесь он поселился в одном доме со Змитроком Бядулей - на улице Мало-Георгиевской, 12 (ныне - Льва Толстого, 14а). В родном городе поэт поступил на службу в губернский продовольственный комитет, где работал секретарем.

В Минске Максим участвовал в деятельности Белорусского комитета помощи жертвам войны и "Белорусской хатки". Вот как вспоминала об этом времени завсегдатай "хатки" писательница Зоська Верас: "Сердечный, скромный, простой Богданович сразу завоевал всеобщую симпатию. Уже в конце вечера казалось, что он давно среди нас, что совсем близкий и дорогой. Тревожили нас его бледность и лихорадочный блеск в глазах. Кашлял совсем мало… Договорились, что Богданович будет столоваться в "Белорусской хатке". Спустя пару дней выяснилось, что он очень мало заботится о своем здоровье. Все чаще забывал принять лекарства, не любил, когда ему напоминали об этом. Тогда вмешалась моя мама. Уговорила Богдановича, чтобы он отдал ей все лекарства, и сама ему их давала в нужное время. В первый вечер удивила нас просьба Максима не класть ему в чай сахар. На вопрос, не противник ли он сладкого, он ответил: "Не в этом дело, …но с сахаром не пью". Через пару дней после этого, когда мы завтракали вдвоем, я спросила: "Скажите честно, почему так упираетесь в своем решении, зачем вы себе вредите?" "Видите ли, - говорит, - я очень переживаю, что бессилен помочь тем, кто сейчас, во время войны, терпит голод, особенно жалею детей… Когда я сам себе отказываю в том, что люблю (а, признаться, люблю сладкий чай), мне кажется, что иду на некоторую жертву, и это хоть чуточку утешает…" "Извините, - говорю, - но фактически ваша жертва ничего не дает". "А это посмотрим…", - как-то загадочно ответил он. И действительно, спустя каких-то три месяца увидели. Богданович работал в магистрате в отделе продовольствия. Там служащим, кроме платы, выдавали паек, преимущественно сахар. И вот однажды утром, идя на работу, Максим просит мою мать, чтобы она дала ему чистую наволочку. Вечером, когда все мы собрались и удивлялись, почему нет Богдановича, он пришел поздно и принес на плечах больше чем полпуда сахара. Отдал его мне (я была секретарем "Комитета помощи жертвам войны") и говорит: "Это для детей беженцев". Все были очень взволнованы…"

В Минске поэт написал балладу "Стратим-лебедь", статьи "Белорусский беженский приют", "Голос из Белоруссии", "О вере наших пращуров". В начале 1917 года его здоровье снова ухудшилось, и он уехал в Ялту. Но дни Богдановича были сочтены. Максим умирал так же благородно и мужественно, как жил - без нареканий и жалоб. На его столе осталось неотправленное письмо отцу: "Добрый день, старый воробей… Молодому воробью плохо". Он не отнес его на почту, чтобы не причинять родным лишних забот. 25 мая 1917 года поэт умер - вдали от друзей, близких, вдали от любимой Беларуси…

Сегодня его стихи знают и любят не только в нашей стране. Некоторые из них - "Зорка Венера" и "Слуцкие ткачихи" - положены на музыку и стали, по сути, народными песнями. В 90-е годы прошлого века в Троицком предместье столицы открылся музей поэта. Рядом с улицей, носящей его имя, у здания театра оперы и балета, установлен памятник.

"Я хацеў бы спаткацца з Вамi на вуліцы
У цiхую сінюю ноч
I сказаць:
Бачыце гэтыя буйныя зоркi?
Ясныя зоркi Геркулеса?
Да iх ляцiць наша Сонца,
I нясецца за Сонцам Зямля,
Хто мы такiя?
Толькi падарожныя - папутнiкi
Сярод нябёс.
Нашто ж на Зямлi
Сваркi і звадкi, боль і горыч
Калi ўсе мы разам ляцiм
Да зор?"


Памятник жертвам Масюковщинского лагеря смерти

Мемориал находится на пересечении улицы Нарочанской и шоссе Минск - Заславль.

Памятник, 22 К

Фото Воложинского В.Г., 1971 г.

До войны, в 1930-е годы, здесь находился летний лагерь кавалерийского полка. А в июле 1941 года оккупанты основали концентрационный лагерь для военнопленных. Сначала они называли его Лесным, а затем переименовали в Шталаг № 352.

Он был самым большим в Беларуси, включая несколько филиалов в окрестностях Минска и на улице Якуба Коласа. По описаниям бывших узников удалось довольно точно определить территорию, которую занимал концлагерь - примерно 16 гектаров. Она четко делилась на две части - собственно лагерь и место захоронения.

Сразу после освобождения Минска была создана комиссия по расследованию злодеяний оккупантов. Выяснилось, что тысячи людей погибли в результате ужасного содержания и болезней. В 1941 - 1942 гг. в Шталаге свирепствовали тиф и холера. Для захоронения умерших отвели участок: делали точечные взрывы и сбрасывали тела в ямы. Перед отступлением немцы в этом месте установили кресты. Случалось, приводили в концлагерь и гражданских лиц. Так, есть воспоминания о 150 евреях, зарытых во рву, а где он, неизвестно.

В 1949 г. на месте концлагеря был установлен временный памятник. В 1956 г. его заменили новым, который стоит здесь и сегодня. В 1960-е годы вокруг мемориала благоустроили зеленую зону.



Памятник Якубу Коласу

В центре площади в 1972 г. в ознаменование 90-летия со дня рождения установлен памятник народному поэту. Памятник представляет собой пространственную скульптурную композицию, в которой выделена фигура сидящего на камне поэта. По обе стороны от памятника, на небольшом расстоянии расположены две скульптурные группы: "Дед Талаш" и "Сымон-музыка". В них воплощены колосовские литературные герои. Авторы ансамбля - скульптор З. Азгур, архитекторы Ю. Градов, Г. Заборский, Л. Левин.

Памятник Я.Коласу, 11 К

Рядом расположены небольшие фонтаны, кстати, недавно отреставрированные, растут березки и плакучие ивы.



Памятник Адаму Мицкевичу

В 2003 году в сквере на Городском Валу недалеко от пересечения улиц Немига и Романовская Слобода был открыт бронзовый памятник Адаму Мицкевичу.

Его создатели - лауреат государственной премии А. Заспицкий, скульптор - А.Финский, архитектор - Г.Федоров. С инициативой установить памятник в Минске выступила польская диаспора. Как вариант был предложен бюст поэта, выполненный еще в XIX веке. Однако из-за того, что работа была сделана в виде пристенной скульптуры, то есть с обрезанной спиной, и носила камерный характер, установить ее на улице было невозможно.

Памятник, 24 К

Фото Воложинского В.Г., 2004 г.

Некоторый период жизни поэт жил в Москве.

О том, как приняла поэта Мицкевича московская публика, известно из записок К.А. Полевого, брата известного литератора. По отзыву мемуариста, Мицкевич «почти ни с кем не был знаком в Москве, жил уединенно с немногими своими товарищами и, кажется, любящая душа его была обрадована искренним приветом, какой нашел он… в кругу образованных людей и литераторов… Ему тогда не могло быть тридцати лет. Наружность его была истинно прекрасна. Черные, выразительные глаза; роскошные черные волосы; лицо с ярким румянцем; довольно длинный нос, признак остроумия; добрая улыбка, часто являвшаяся на его лице, постоянно выражавшая задумчивость, - таков был Мицкевич в обыкновенном, спокойном расположении духа; но когда он одушевлялся разговором, глаза его воспламенялись, физиономия принимала новое выражение, и он бывал в эти минуты увлекателен, очаровывая при том своею речью, умною, отчетливою, блистательною, несмотря на то, что в кругу русских он обыкновенно говорил по-французски».

Лучше других отношение Мицкевича к русскому обществу изобразил Пушкин, с грустью вспоминавший о своем друге в 1834 г .:

Он между нами жил,
Средь племени ему чужого; злобы
В душе своей к нам не питал он; мы
Его любили. Мирный, благосклонный,
Он посещал беседы наши. С ним
Делились мы и чистыми мечтами,
И песнями (он вдохновлен был свыше
И с высоты взирал на жизнь). Нередко
Он говорил о временах грядущих,
Когда народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся.
Мы жадно слушали поэта. Он
Ушел на Запад – и благословеньем
Его мы проводили.

150 лет назад, 26 ноября, ушел из жизни трагический романтик польской поэзии, скиталец, патриот и бунтарь - Адам Мицкевич.

"Вам не понять того, что пережито мной
Тут, на моей ладье, - под громом, ливнем, градом!
Судья нам - только Бог: кто хочет быть судьей,
Тот должен быть во мне, а не со мною рядом.
- Я дальше поплыву, а вы, друзья, домой".

Сквер теперь носит его имя.


Остров слез ("Остров Мужества и Печали").

Небольшой горбатый мост с Троицкого предместья ведет на "Остров слез".

Мост к Острову слез, 23 К

Фото Дмитрия Гимона, 2004 г.
(Другие фото этого автора можно посмотреть здесь: http://gui.lgg.ru/minsk/).

Здесь 3 августа 1996 г. был открыт памятник "Сынам Отечества, которые погибли за его пределами" (скульптор Ю. Павлов, архитектор М. Королев, Т. Королева-Павлова, В. Лапцевич, Г. Павлова, А. Павлов, Д. Хомяков).

Остров слез, 32 К.

Фото Марии Жилинской.

Перед памятником - валун с бронзовой иконой Божьей Матери и текстом, поясняющим тему памятника. Этот валун в качестве закладного камня на месте будущего мемориала был установлен на острове еще в 1988 г. Памятник выполнен в виде храма, в основу очертаний которого положен первоначальный облик храма Ефросиньи Полоцкой, такой, каким он был в XI веке. Внутри памятника - четыре алтаря с высеченными именами 771 погибшего воина-афганца. Возле каждой фамилии родные и близкие погибших при посещении мемориала могут установить зажженную свечу. Внутренняя поверхность стен памятника и его купол расписаны библейскими сюжетами. Здесь же изображены архангелы Михаил и Гавриил, считавшиеся покровителями белорусского воинства еще со времен Грюнвальдской битвы.

В центр креста, возвышающегося над храмом, вставлен рубин. Фонарь, специально установленный над полом, освещает крест снизу. Светящийся рубин символизирует кровь Христа и кровь павших воинов. В центре храма находится Святое место. Здесь в землю заложена афганская земля, омытая кровью наших солдат, а также земля привезенная с их могил. Здесь же храниться капсула со списком погибших и с обращением к потомкам. К пяти колоколам прикреплены металлические струны, гудящие на ветру, звонят колокола Памяти по душам погибших белорусских воинов.

Элементом мемориального комплекса является фигура плачущего ангела-хранителя.

Он плачет, потому что не смог выполнить свою святую миссию - уберечь воинов от смерти. Также на острове расположены валуны с названиями афганских провинций, где вели боевые действия советские войска.

Задуманный как памятник воинам, погибшим в Афганистане (а там воевало около 30 тысяч белорусов и уроженцев республики), он стал памятником сынам и дочерям Беларуси, павшим в сражениях всех времен.


Памятник Франциску Скорине

27 K

Фото Стасевича Г.З., 2006 г.

Франциск Скорина (ок.1490 – 1550 г .) –  белорусский и восточнославянский первопечатник, просветитель-гуманист, писатель и переводчик, который в 1517 г . выпустил библию в переводе на старобелорусском языке. Был первым доктором медицинских наук в Беларуси, имел степень доктора свободных наук. Он был крупнейший общественный и культурный деятель своего времени, разносторонне образованным человеком. Его книги доносят до нас великие идеи гуманизма, высокой нравственности, равенства всех людей перед Богом, свободы каждой личности.

В 1990 году по решению ЮНЕСКО в мире торжественно отмечали 500-летие Франциска Скорины. В честь юбилея издательство «Белорусская Энциклопедия» им. Петруся Бровки в 1991 году выпустило трехтомное факсимильное издание 23 книг «Библии русской», напечатанной Франциском Скориной в 1517-1519 годах в Праге на языке светской письменности, понятной людям того времени и доступном современным читателям.

Начиная с ХI в. уровень грамотности городского населения, жившего на территории Беларуси, был достаточно высоким. Об этом свидетельствуют археологические находки, а также сохранившиеся предметы материальной культуры, памятники письменности. Это дало импульс быстрому развитию европейского Возрождения на территории Великого Княжества Литовского.

Эпоха Возрождения в Беларуси (ХV - XVI вв.) по праву считается "золотым веком" в развитии белорусской культуры. Тогда при монастырях и церквях, а также при дворах крупных феодалов существовали школы, где изучались грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В школах повышенного типа учащиеся знакомились с философией, теологией и языками. Из этих школ выходили прогрессивные деятели просвещения. Многие молодые люди из знатных семей по окончании таких школ продолжали учёбу в Краковском, Пражском, Болонском и Падуанском университетах. Возвращаясь на родину, они стремились применить приобретённые знания в деле просвещения народа. Характерно, что все они были выходцами из "средних слоёв". Их деятельность была направлена на культурное развитие простого народа. Они были неутомимыми борцами за истину, справедливость, просвещение. 

Как известно, настоящее просвещение начинается с печатания книг. В 1470 г. Иоганн Гуттенберг в Германии изобрёл первый печатный станок. Лучшие традиции книгопечатания перенял у него Франциск Скорина. Он первый начал издавать книги на территории восточнославянских земель.

Ф. Скорина родился в Полоцке около 1490 г. Там же, в Полоцке, он получил и начальное образование, учил латинский язык. В то время латинский язык считался международным языком науки, на нём читали лекции в университетах всех государств. Знание латинского языка открыло путь к образованию. Сначала Скорина окончил Краковский университет с учёной степенью бакалавра философии, а затем учился в Падуанском университете, по окончании которого получил диплом доктора медицины.

В Праге Скорина издал первую "Библию" на белорусском языке, а, приехав в Вильно, открыл и оборудовал свою собственную книгоиздательскую мастерскую, первую на территории Восточной Европы.

Ф. Скорина рассматривал свои издания как учебные пособия. Этим определяется удобный читателю небольшой формат книг, упрощённый алфавит и шрифт, а также разделение текстов на главы и стихи. Кроме религиозных текстов в ряде книг содержатся научные и практические сведения. Например, в "Малой подорожной книжице" Скорина поместил сводку лунных и солнечных затмений с указанием года, месяца, дня и часа.

Таким образом, книги Франциска Скорины прочно вошли в фонд восточнославянской учебной литературы.


Дом масонов

В 2002 г. закончилась реставрация дома N 5 по Музыкальному переулку (Верхний город). Теперь в нем располагается Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры Беларуси. В нем выставлены экспонаты: старинные цимбалы и бубенцы, домотканые рушник и скатерть, а также фотоснимки, афиши.

Так выглядит здание теперь, 2002 г. Фото Воложинского В.Г.

В музее планируются встречи с известными деятелями белорусской культуры, музыкальные вечера, просмотры дипломных спектаклей выпускников Белорусской академии искусств. Рядом с музеем будет восстановлено помещение бывшей каретной - в нем разместится администрация нового музея.

Само здание музея - памятник старины.

Бывший Дом масонов, 1978 г., 24 К

Фото 1978 г. - [11].

Дом масонов, 1980-е, 22 К

Снято в начале 1980-х годов. Фото Воложинского В.Г.

Здание стоит на высоком цоколе, выложенном из кирпича и больших валунов. Внешняя архитектура осталась без изменения и представлена набором деталей, типичных для барокко и раннего классицизма.

Решение построить здесь жилой дом было принято еще в XVIII веке. В разные периоды у этого здания были разные владельцы, и многие квартиры сдавались внаем. Некоторое время на втором этаже, например, жила семья будущего композитора Станислава Монюшко. Был период, когда в доме по Музыкальному переулку размещался призывной пункт Минской губернии.

Кстати, отреставрированное ныне здание по Музыкальному переулку в некоторых материалах о прошлом города упоминается как Дом масонов. Однако, по одним данным, историческими исследованиями это не подтверждается. Нет якобы достоверных сведений о заседаниях в этих стенах масонской ложи "Северный факел". Но в двадцатых годах ХIХ века муж одной из владелиц здания был в списках членов масонской ложи. Возможно, поэтому он и получил свое название. По другим данным предполагают, что дом принадлежал минской масонской ложе "Красный факел" и был построен этим же обществом.

В плане дом представляет собой масонский крест. Достигается это за счет симметрично выступающих с четырех сторон центральных частей фасада. Существует легенда, что по законам ложи дом строился без окон. Оконные проемы заменялись нишами, в которые были вставлены цветные стекла. Они скрывали от любопытных масонские тайны. Впервые дом был обозначен на плане города в 1817 г. Сама масонская ложа была основана в Минске в 1816 г. и просуществовала до 1822 г., когда была запрещена решением царского правительства.

К тому же, в разных источниках фигурируют разные названия масонской ложи - в одних - "Красный факел", в других - "Северный факел".



Ратуша

13 сентября 2002 г., накануне праздника Дня города "Чароўны Мiнск", в сквере на площади Свободы в основание вновь возводимой Минской ратушипредседатель Мингорисполкома Михаил Павлов и председатель Минского городского Совета депутатов Владимир Папковскийзаложили первый камень и капсулу с обращением к потомкам. Это строительство благословил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Для нашего города, понесшего колоссальные потери в архитектурном наследии, это стало поистине символическим событием. Завершить возведение ратуши планируется к началу 2004 г.

История ратуши и магдебургского права, которым был наделен Минск, неотделимы друг от друга.

Магдебургское право возникло в XIII веке в городе Магдебурге (отсюда и название), регулировало положение и деятельность горожан в условиях феодального общества. Жаловал Минску магдебургское право 14 марта 1499 г. Великий Князь литовский Александр (1461-1506). Минск получал право создавать собственный орган самоуправления - магистрат, который ведал всей жизнью города, являясь распорядительным, исполнительным и судебным органом. Главой магистрата являлся войт, назначаемый великим князем из числа крупных феодалов. Войт назначал сам или утверждал избранную горожанами коллегию выборщиков (радцев), состоящую из 12-20 человек.

Грамота на магдебургское право устанавливала привилегии: жители города освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных лиц. Учреждались: городской герб и знамя города. Пользуясь этим правом, магистрат Минска отстаивал город от произвола феодалов, войта, феодальной администрации замка, противостоял росту частновладельческих юридик.

В первую очередь здание ратуши строилось для заседаний магистрата - органа самоуправления города. В тексте жалованной грамоты на магдебургское право Минску предлагалось построить ратушу с лавками, хлебными ларьками, постригальной камерой (для раскроя тканей, предназначенных для продажи).

Первое, деревянное, здание ратуши было построено в первой половине XYI века, но неизвестно где оно располагалось - археологи не нашли его остатков. Каменное же здание ратуши, которое было сооружено в 1582 году, взамен деревянного, стояло на территории Верхнего рынка в сквере посреди Соборной площади (площади Свободы).

Первоначальный архитектурный облик каменной ратуши неизвестен. Однако, известно, что она была возведена в традициях Северного Возрождения. Архивные документы сообщают, что она сильно пострадала в 1640 году от пожара и была перестроена. Вновь отстроенная минская ратуша была значительным сооружением и имела выразительный архитектурный облик. В 1656 г. в одном из донесений царю московский воевода В.Яковлев отмечает, что она "... добре велика, каменная".

Чех Б. Таннер, побывавший в Минске в 1678 г., писал: "Главное украшение площади - ратуша, стоящая в середине, окруженная множеством лавок". В XVIII веке эта постройка сильно обветшала, но усилиями минского войта С. Буржинского она была в 1744 году вновь восстановлена.

В конце XYIII века зданию придали черты классицизма по проекту губернского архитектора Крамера. Предполагается, что строительные работы были завершены около 1797 года и что автор проекта полностью сохранил конструктивную основу старого здания, добавив портики с балконами. На плане города 1793 г. ратуша показана как прямоугольное двухэтажное сооружение с выступающей за плоскость главного фасада башней. Венчал ее сложный по форме купол. Ратуша имела на фасаде часы и колокол ("звон"). В ней хранились единицы меры веса, объема, принятые в городе, заседал бурмистровско-радецкий, или ратушный, суд.

С 1785 г. большую часть функций магистрата стала выполнять городская дума. Магдебургское право было отменено в 1795 году. Городовое положение 1870 г. упразднило и сам магистрат.

В первой половине XIX века в здании ратуши находились суд, гауптвахта, полиция, архив, музыкальная школа и даже театр.

Так, в 30-х годах XIX в. здесь размещалась музыкальная школа, которой руководил известный минский музыкант и педагог В. Стефанович. По праздничным дням на открытой галерее второго этажа ратуши часто играл городской оркестр. С 1844 г. по 1851 г. в этом здании располагался городской театр, интерьер которого был оформлен росписями минского живописца И. Кураткевича. Современники вспоминали: "Ратушный театр был невелик, но довольно красиво и изящно отделан". На сцене театра не раз выступал великий русский трагик В. Каратыгин.

В 1851 г. было принято решение о сносе ратуши, но только в1857 году Минская городская дума выделила деньги на ее снос. Все это время бывшая резиденция городского магистрата пустовала. По официальной версии ратуша стесняла главную площадь города и закрывала вид соборной церкви и строящихся присутственных мест. Но по воспоминаниям очевидцев, здание ратуши было уничтожено из-за того, что "... оно своим существованием напоминала жителям об обычаях минувшего времени, о магдебургском праве...", о древних традициях самоуправления. На решении о сносе ратуши стоит собственноручная резолюция Николая I.


Вид на ратушу. С рисунка неизвестного художника. Первая половина XIX века.
Отдел искусств Львовской библиотеки им. В. Стефаника - [25].

Проект восстановления Минской ратуши не один год разрабатывался в творческой мастерской под руководством архитектора Сергея Багласова. Историки провели огромную работу, изучили материалы архивов Минска, Вильнюса, Варшавы, Санкт-Петербурга, чтобы помочь архитекторам в точности воссоздать здание ратуши. Неоценимыми оказались и сведения археологических раскопок 1970-1980-х годов.

Во время раскопок было установлено, что каменное здание ратуши начали возводить в конце XVI в. на пустом месте. Стены возводились техникой мешаной кладки, при которой использовались большие кирпичи и камни вперемешку. Были найдены остатки печи XVII в., украшенной кафелем с растительным орнаментом. Удалось установить, что окна были застеклены круглыми стеклами из зеленого стекла, вставленные в металлический переплет. Крыша первоначально была покрыта плоской черепицей, которая позже была заменена на волнистую.

Остатки минской ратуши, выявленные при раскопках конца 1970 - начала 1980-х годов. 30 К

Остатки минской ратуши, выявленные при раскопках конца 1970 - начала 1980-х годов.
Фото из книги З. Позняка "Эхо давнего времени" - [11].

Внутренняя планировка памятника не будет копироваться полностью, сохранятся ее главные, наиболее ценные элементы. На втором этаже, где раньше располагался магистрат, будет ратушный зал для совещаний и приема почетных гостей. На первом - музей Минска - выставочные залы и экспозиция, рассказывающие об истории и достопримечательностях города. В большом экспозиционном зале под стеклянным куполом установят макет исторического центра Минска начала девятнадцатого века. В подвальной части ратуши будут представлены сохранившиеся элементы булыжной мостовой и кирпичной кладки.

Реконструируют и прилегающий к ратуше сквер: разобьют две овальные аллеи с высаженными пирамидальными тополями, как и сто лет назад, устроят пешеходные дорожки, установят чугунные фонари и скамейки в стиле "ретро". На одной из аллей сквера разместится тематическая скульптурная выставка "Жители древнего Минска", где можно будет сфотографироваться на память с одним из известных белорусских деятелей ХIХ века: художником Ваньковичем, писателем Дуниным-Марцинкевичем, композитором Монюшко.Вся территория вокруг отстроенного исторического здания будет вымощена булыжником. Со стороны проспекта Машерова и улицы Интернациональной планируется установить металлическое ограждение с прозрачными звукоотражающими экранами.

Памятник воссоздадут из современных отечественных материалов, что позволит значительно удешевить работы. Фасад здания окрасят в белый цвет. Кровля - стальная, купол покроют листовой медью. На 32-метровой башне с флюгером установят часы и герб города.

Возводить ратушу взялись специалисты строительного треста №1 и ОАО "Стары Менск".

Работая над проектом ратуши, современные архитекторы использовали старые чертежи и рисунки. Не пытаясь следовать им в точности, зодчие сохранили главные элементы здания. Строительные работы велись ударными темпами и завершились уже к осени 2003 года.

В феврале 2004-го восстановленный символ города был открыт для посетителей. А 4 ноября того же года состоялось торжественное открытие ратуши.

Ратуша, 21 К

Фото Котельва В.В., 2004 г.

Сегодня возрожденный символ Минска по праву вызывает гордость горожан. Здесь проходят важнейшие мероприятия в жизни столицы. В ратуше открываются Дни города, а на самом празднике у ее стен выступают лучшие музыкальные коллективы.



Источник: http://minsk-old-new.com/
Категория: Досуг | Добавил: volnychas (12.12.2007)
Просмотров: 5768 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz