Епархиальное управление
Улица Освобождения, 10
В 1793 г. была создана Минская православная епархия на территории
Минского, Изяславского и Браславского генерал-губернаторства. С 1840-го
охватывала только минскую губернию (575 приходов). Перед первой мировой
войной в епархии было 1.230 храмов (в том числе часовни и домовые
церкви), 566 приходов, 4 мужских и 2 женских монастыря, семинария, 5
духовных училищ. В июне 1922 года на съезде духовенства в Минске была
провозглашена Минская митрополия, которая была поделена на Минскую,
Бобруйскую, Мозырскую и Слуцкую епархии. Митрополитом стал епископ
Минский, который возглавил всю Православную Церковь на территории БССР.
В 1989-м был создан Белорусский экзархат Московского патриарха во главе
с митрополитом Минским, названным еще и «патриаршим экзархом всея
Беларуси».
Фото Воложинского В.Г., 1980-е годы.
Современное трехэтажное здание Минского Епархиального управления
возведено в 1985 году. В нем находятся резиденция Митрополита Минского
и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета, канцелярия и
департамент внешних связей экзархата, редакция журнала "Минские
епархиальные ведомости". Здесь же на втором этаже устроена домовая
Крестовая церковь, освященная в честь Собора Белорусских Святых, с
богатым резным иконостасом в стиле барокко.
Богослужения в храме проводятся по особым праздничным дням.
В начале XVIII веке на том самом месте, где возвышается Епархиальное
управление, находилась обитель ордена кармелитов. Основан мужской
"кляштар" был в 1703 году. В 1763-м минский староста Михал Володкович
приказал построить на месте прежних деревянных строений каменный костел
и монастырские корпуса. Судя по подробному плану города 1793 года,
костел Марии Магдалины, где было шесть алтарей (в одном из которых в
серебряном убранстве находилась чудотворная икона Божьей Матери
Шкаплерной), своими размерами не уступал костелу бернардинок на площади
Верхнего рынка (ныне это православный Свято-Духов кафедральный собор).
После присоединения Беларуси к Российской империи все кармелитские
монастыри были упразднены. В пустующие корпуса монастыря из Верхнего
города перевели францисканцев (отсюда и название улицы -
Новофранцисканская), правда, в 1833 году за участие в
национально-освободительном восстании из обители выселили и их.
Последние сведения о костеле Марии Магдалины относятся к середине ХIХ
века. Про него писал Владислав Сырокомля: "…Там был построен красивый
костел, который, хотя и стоит теперь пустой, однако, мощно возносит над
старым городом свои черно - кирпичные башни…". Позже, после длительного
периода запустения он был снесен.
Современный вид Епархии.
Еврейское кладбище
Находилось на участке, ограниченном улицами Перекопская (теперь - Иерусалимская), Сухая, Коллекторная (бывшая Еврейская), Мебельный пер. (теперь - Гебелева).
В мае 2007 г., прокладывая трубопровод вдоль улицы Иерусалимской,
рабочие стали находить надгробия, испещренные надписями на иврите.
Новость о старом еврейском кладбище привлекла вниманиеобщественности. К
месту событий приехали журналисты из газет и белорусских телеканалов.
На месте, где сейчас вырос сквер и местные мальчишки играют в футбол на песчаном поле, во время войны было еврейское гетто,
теперь об этом напоминает мемориал на холме сквера. Здесь также
находится место расстрела евреев в годы войны. Сюда в своё время
переносили и захоронения с кладбища, что находилось на месте
теперешнего стадиона "Динамо". Само кладбище, которое существовало с
1868 г. по 1946 г., в начале 1970-х годов было закрыто, а в 1990 г.
ликвидировано полностью, сровняв с землей. Представители советской
городской власти не удосужились даже позаботиться о памяти об умерших.
Никакого упоминания, никакой мемориальной доски о том, что здесь было
старое кладбище не установлено до сих пор.
Установлено три памятника уничтоженным (а это около 3000 человек) во
время войны евреям из Германии (Гамбург, Бремен, Дюссельдорф).
Разрушенная эстрадная площадка?
В настоящее время в парке полное запустение: столбы без лампочек, дорожки уже все потрескались.
Ступени в .... никуда...
Как рассказывают местные жители, после дождя появляются кости,
надгробия. Действительно, если пройтись по парку, можно увидеть
выступающие из земли гранитные камни. Но скорее всего, не природа
виновата, а люди, или вернее, "черные копатели", пытающиеся найти
ценности.
Следы забвения....
В интервью БелаПАН директор Музея истории и культуры евреев Беларуси
кандидат исторических наук Инна Герасимова отметила, что после
обследования надгробий они будут перенесены к мемориалу в память о
немецких евреях, депортированных в Беларусь и уничтоженных в Минском
гетто в годы второй мировой войны. Мемориал находится на территории
кладбища. "Все надгробия, ранее обнаруженные на этом кладбище, собраны
в районе этого мемориала", - сказала И.Герасимова.
Чудом сохранившиеся памятники и надгробия. Собраны недалеко от места установки монументов, погибшим в гетто евреям.
Вид на Коллекторную улицу со стороны бывшего кладбища.
Фото Воложинского В.Г., сентябрь 2007 г.
Кафедральный собор
Здание собора было построено в 1633-1642 гг. в качестве храма
католического монастыря бернардинок. Каменный монастырский комплекс был
построен в 1652 г. По данным инвентарной описи 1784 г., почти на этом
месте, но несколько в сторону бывшей Космодемьяновской
(Козьмодемьяновской) улицы находился православный Космодемьяновский
монастырь, который в начале ХYII в был насильственно обращен в
униатский.
Космодемьяновская улица некогда шла почти параллельно нынешней улице
Кирилла и Мефодия (бывшая Бакунина) и спускалась вниз от Соборной
площади (пл. Свободы) к нижнему рынку (пл. 8 Марта).
В 1741 г. бернардинский монастырь пострадал от пожара, после
которого подвергся реконструкции. В 1852 г. монастырь был упразднен и
переведен в Несвиж. С 1860 г. прежний костел стал православным храмом.
Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает
П-образный двухэтажный корпус. В 1870 г. храм после ремонта был освещен
во имя Святого Духа, и в том же году при нем открыли мужской
православный монастырь, просуществовавший до 1922 г. После подавления национально-освободительного восстания в 1863 г. в
монастыре содержалась большая группа повстанцев, среди которых была
дочь В. Дунина-Марцинкевича Камила.
Теперь Свято-Духовая церковь - Кафедральный собор Минска. В
иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической
школы. Но самая ценная реликвия - чудотворная икона Божией Матери,
обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.
История этого дивного образа восходит к евангельским временам. По
преданию, в числе многих других написал ее святой апостол и евангелист
Лука. На протяжении многих столетий она находилась в Византии. Более
тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою
родину святой равноапостольный князь Владимир и установил его в
возведенной в X веке Десятинной церкви. Пять столетий эта икона находилась в Киеве.
В XY в. во время татарского нашествия на Киев икону бросил в Днепр
татарин, сняв с нее украшения. Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в
Минске на реке Свислочь против замка, где по "необыкновенному сиянию
примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена
в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет" (в
Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы).
С 1616 г. икона находилась в униатской церкви Святого Духа, входящей в
комплекс базилианского мужского монастыря (с конца XYIII в -
Петропавловский православный кафедральный собор). С 20-х годов ХХ в
икона хранилась в музее до передачи ее в нынешний кафедральный собор
Святого Духа. (Во время войны икона находилась в Петропавловском
соборе).
В честь явления иконы Божией Матери в нашем городе ежегодно
происходит торжественное служение и Божественная литургия во главе с
Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея
Беларуси.
Вид на собор с пл. 8 Марта. Снято в середине 1960-х. Фото Иванова Н.А.
Другой святыней храма являются нетленные мощи святой благоверной
Софии Слуцкой, внучки Анастасии Слуцкой, про подвиги которой не так
давно был снят фильм. Её нетленное тело можно увидеть в боковой нише
слева от алтаря.
Читайте также Легенду о Софии Слуцкой.
Вид собора в конце 1970-х годов.
Реставрация собора в конце ХХ века.
Так выглядит Кафедральный Собор в настоящее время.
Снято в 2002 г. Воложинский В.Г.
Кальварийское кладбище
Кальварийское кладбище - самое старое из сохранившихся в Минске. Оно
существует много веков. По официальной версии, ему около 170 лет. По
другим данным захоронения на этом месте ведутся уже более 600 лет.
Фото Дмитрия Киркорова, 2006 г.
Погребения, начиная с конца XYIII века, подтверждались
записями, помещенными в "Книге умерших" минских приходов. В тот период
существовало решение властей о том, чтобы умерших минчан хоронить
только здесь. Владислав Сырокомля описал посещение Кальварии: "…Это
кладбище минской аристократии, размещенное на северо-западе, в трех
верстах от городских стен".
В 1673 г. стольник и надстароста Теодор Ванкович
передал ордену францисканцев свою "юридику" в Кальварии, что в 7 км от
города, для постройки костела "Воздвижения Святого Креста".Тогда у
дороги на Раков возник деревянный костел ордена кармелитов. В 1800 году
Кальвария перешла к францисканцам, и с того времени здесь регулярно
стали хоронить минчан католического вероисповедания. Тогда это была
окраина Минска, окраиной Кальвария оставалась до середины ХХ века и
только после войны вошла в городскую черту. В 1839 году в центре кладбища на месте деревянного построен костел из бутового камня. В 1899 году отремонтирован.
Является памятником неоготического стиля. Кальвария название свое получило от латинского слова calva - череп. Оно по-латински означает то же, что по-гречески Голгофа - место, где распяли Христа.
Фото Дмитрия Киркорова, 2006 г.
У католиков Беларуси, Латгалии, Литвы и Польши был обычай создавать
на живописных холмах костелы, "кляшторы", к которым, как путь Христа на
Голгофу, вела "крыжовая дарога". Сюда ехали на поклонение немощные,
калеки, обычные верующие.
Вечное успокоение нашли на Кальварийском кладбище представители
известных дворянских родов белорусско-литовского края: Вариводские,
Виткевичи, Гайдукевичи, Гинтовты и Гинцы, Горваты, Григоровичи, Дзейки,
Довнары, Доршпрунги, Жуковские, Журавские, Кимбары, Кобылинские,
Камоцкие, Матусевичи, Монюшки, Новицкие, Пацевичи, Петрашкевичи,
Пячулисы, Реуты, Римашевские, Римши, Сабилы, Селицкие, Сенкевичи,
Станишевские, Стефановичи, Храптовичи, Чечоты, Шабловские, Шумейки,
Шунейки, Юревичи, Эйсмонты, Ягелы, Янушкевичи и сотни других. Под позднейшими плитами лежат более древние. В столичном историческом
архиве были найдены костельные книги на латинском и польском языках, в
которых упоминаются десятки ранее незафиксированных на Кальварии
фамилий, среди которых есть Понятовские (из этого белорусско-литовского
рода происходит последний король Речи Посполитой Станислав Август) и
Радзивиллы. Здесь нашли успокоение Янка Лучина (Иван Неслуховский) - поэт конца
ХIХ века, художник Валентин Ванькович, Вацлав Ивановский - один из
основателей белорусского национального движения начала ХХ века, Ян
Болеслав Луцкевич, повстанец 1863-64 гг., - отец Ивана и Антона
Луцкевичей, соратников Ивановского, основателей первой белорусской
газеты "Наша Нiва", первой национальной политической партии -
Белорусской социалистической громады, создателей белорусского музея в
Вильно (Вильнюсе).
Фото Дмитрия Киркорова, 2006 г.
Здесь находятся могилы Войниловичей - тех самых, благодаря которым в
начале прошлого века Минск украсил Красный костел на нынешней площади
Независимости. Здесь же захоронены Вериги-Даревские - родственники
Артема Вериги-Даревского, писателя ХIХ века. Под главным алтарем
Кальварийского костела в 1840 году был похоронен великий художник Ян
Дамель, автор знаменитых исторических полотен. Им же был расписан
кальварийский костел. По свидетельству В. Сырокомли, в костеле
находилась одна из лучших картин художника - "Христос в Гевсиманском
саду" (по другим данным - "Христос на горе Оливной", "Христос на горе
Голгофе").
Как известно, тюрьма на улице Володарского была построена в начале
ХIХ века минским мещанином Пищалой. В ней еще при царе сидел Якуб
Колас, который "воспел" потом острог во многих своих произведениях.
Пищалы тоже похоронены на Кальварии. Cамый древний из сохранившихся памятников на кладбище - это красный гранитный валун сестер Амульских 1808 года.
Всем находилось место - не только католикам и не только белорусам.
Здесь похоронены солдаты наполеоновской армии и жертвы большевистского
террора. В годы первой мировой войны на кладбище хоронили умерших в
плену австрийских солдат. Есть могилы польских солдат, которые погибли
во время советско-польской войны 1919-1920 гг. Во время Великой
отечественной войны на Кальварии похоронили 3 тысячи евреев из минского
гетто. Хоронили без различия конфессий.
Так было до самого закрытия кладбища в 1967 году.
Современное фото кладбища (публикуется с разрешения автора - Ангелины Гладышевой).
С 1967 года Кальвария была закрыта. В 1990 году решением
Мингорисполкома территория кладбища была принята под охрану
государства. А комплекс всех сооружений, включая захоронения, был
включен в государственный список памятников градостроительства и
архитектуры г. Минска.
Однако, в конце 1990-х годов, Мингорисполком принял решение о
разрешении коммерческих захоронений на территории Кальварийского
кладбища. Богатые минчане стали "разрабатывать" новые захоронения.
Особенно им приглянулась, так называемая, Австрийская горка. В
результате появились случаи уничтожения старых могил, часовен. Старые
могилы стали исчезать буквально повсюду, даже возле костела. Кроме морального ущерба (осквернения и ликвидации национальных
святынь), существует и чисто прагматическая сторона. Значительная часть
кальварийских могил - это жертвы холеры, тифа, туберкулеза. И повторные
захоронения в одном месте чреваты распространением инфекционных
заболеваний. Эпидемия холеры в 70-х годах позапрошлого века началась в
Одессе, когда вандалы грабили могилы на кладбище умерших от холеры. На "Дзяды" 1995 года по Кальварии прошел ураган вандализма. Еще
ранее, в 30-е, 60 - 70-е годы с могил срывали кресты как чуждые стране
серпа и молота символы. В 80-е годы на Кальварии орудовали
золотоискатели. И в наше время варвары периодически оскверняют старые
могилы.
В конце прошлого года Кальвария была объявлена памятником истории и культуры первой категории. Первый минский храм
Первый Минский храм
В 1949 г. при раскопках в восточной части минского Замчища был
открыт каменный фундамент небольшой каменной церкви - древнейшей
храмовой постройки города, о которой нет никаких упоминаний ни в
летописях, ни в древних актах.
Остатки каменного храма - [24].
Храм должен был представлять трехапсидное, четырехстолбное
сооружение 16х12 м. Фундамент и стены возведены из булыжного камня,
политого известковым раствором. Изнутри каменные стены предполагалось
облицевать известковыми кирпичеобразными плитками. Минский храм должен
был иметь плоские фасады, единственным украшением которых были ровные
ряды самой каменной кладки. По своим строительно-техническим
особенностям Минский храм не имеет точных аналогий среди культовых
монументальных построек Древней Руси.
План храма по данным раскопок - [24].
Несмотря на то, что храм не был достроен (его стены были возведены
всего до метровой высоты, они имели значительную толщину - до 1,5
метров), его неповторимость привлекла внимание исследователей. Интерес
к нему усилился и тем обстоятельством, что храм был одним из ранних
сооружений древнего Минска. Храм имел три апсиды, и в этом смысле он
следовал традициям храмов XI в., занимая как бы промежуточное положение
между трехапсидными сооружениями этого столетия и одноапсидными малыми
храмами XII в.
Реконструкция плана храма - [24].
Минский храм не имеет аналогов и занимает особое место в архитектуре
Древней Руси. Даже в незавершенном виде он демонстрирует оригинальную
строительную технику, продуманную организацию строительных работ.
Зодчий стремился создать небольшое строгое культовое здание,
соответствовавшее характеру поселения. Церковь должна была стать
украшением и основой планировки этого района. Ученые, исходя из
стратиграфических данных, датируют строительство минского храма не
позднее 1071-1085 гг.
Ко времени его возведения древнерусское зодчество накопило уже
достаточный опыт храмового строительства из кирпича: в полоцкой земле
не только Софийский собор, но и все другие храмы были кирпичные. В
Минске же предпочли бутовую кладку стен, внутреннюю облицовку
кирпичеобразными известняковыми плитками и др. Эти оригинальные черты Минского храма, которых вообще не знает
древнерусская архитектура XI - XIII вв. наталкивает на мысль, что его
строительство осуществляли приглашенные мастера романской школы (что не
было в те времена явлением исключительным).
Строительство в Минске каменного собора было предпринято тогда,
когда город не принадлежал полоцким князьям, иначе скорее всего для
этой цели были бы приглашены полоцкие мастера с их традицией и
характерной техникой. Вероятнее всего, возводить храм начали в период
между 1069 и 1073 гг., когда Минск мог находиться (точных данных нет)
во владении Ярополка Изяславича. Матерью Ярополка была дочь польского
короля Мечеслава II, родная сестра короля Казимира. Связь Изяслава с
польским двором была тесная, а отношения дружественные. Это может
объяснить причину привлечения польских мастеров к строительству храма в
городе, который заполучил Ярополк. Тогда это в значительной мере
позволяет объяснить природу тех оригинальных черт храма, которые ставят
его на особое место среди архитектурных памятников Древней Руси.
Место нахождения храма на плане Замчища - [24].
К сожалению, минский храм так и не украсил город. Начатое
строительство не было завершено… Почему же он не был достроен? Ведь со
временем Минск не только не утратил своего значения, но и год от года
набирал силу, превратившись в XII веке в крупный политический и
торговый центр Полоцкой земли. Возможно, мастера не рассчитали свои
возможности, сказались трудности с необычным для этих мест строительным
материалом, может быть, помешала сложная политическая обстановка тех
лет, отмеченная бесконечными междоусобицами - в любом случае это только
предположения… Строительство было прекращено, а возведенная часть
спустя некоторое время превращена в некрополь. Раскопками было
обнаружено 21 погребение в деревянных гробах. В первой половине XIII в.
поверх каменного фундамента прошла уличная мостовая.
Фундамент храма находится возле восточной стены Дома физкультуры ДСО
"Трудовые резервы" на глубине 1,5 метра. Несколько севернее этого места
современной кладкой сделана имитация фундаментов XII в.
Реконструкция Минского храма - [14-3].
Архитектор Г.А. Лаврецкий сделал графическую реконструкцию храма.
Благодаря его работе, мы можем получить наглядное представление о
древнейшем Минском культовом сооружении, не имеющем аналогов в
древнерусском зодчестве. Будь он воссоздан, то в наши дни мог бы стать
памятником древнему Минску.
Золотогорский костел (костел св. Роха)
Золотогорский костел известен под несколькими названиями.
Одно из них - костел св. Роха. Рох родился в Монпелье, Франция, в
1295 году. Он стал монахом и отдал всю жизнь и силы уходу за больными,
в том числе и инфекционными. Самоотверженного монаха вскоре после
смерти (16 августа 1327 г.) объявили святым. В католицизме Рох
считается защитником людей и животных от заразных болезней,
покровителем хирургов.
В XVIII в. на пересечении Борисовского тракта и дороги в Слепянку и
на фольварк Долгий Брод, возникло католическое кладбище. Позже оно было
значительно расширено в восточном направлении после двух эпидемий
холеры, которая свирепствовала в Минске в 1848 и 1853 гг. Умерло тогда
несколько тысяч человек. Территория кладбища в это время размещалась
между улицами Захарьевской, Долгобродской, Слепянской, Золотогорской
(Краснозвездной) и Могильным переулком (улица Радистов). Здесь стояла
традиционная деревянная каплица.
Во время большого пожара 14 августа 1809 года, которым была
уничтожена почти вся застройка в районе Троицкой горы, сгорел и
приходский костел, находившийся в районе нынешней 2-й клинической
больницы и оперного театра. Позже, в 1832 году, когда были упразднены
некоторые римско-католические монастыри, в том числе и доминиканский,
его костел был использован как приходский. С упразднением
доминиканского костела богослужение перенесли в Золотогорскую
деревянную часовню.
К середине XIX века деревянная каплица обветшала. К 1842 году
часовню переделали в костел, имевший следующие размеры: "длиной 6 сажен
1 аршин, высотой 3 сажени 3 аршина 12 вершков" (сажень - 213 см, аршин
- 71 см, вершок - 4,4 см).
В 1849 г. возникла необходимость ремонта этого костела.
Позже, как выяснилось, эта мера не могла спасти старое здание. И костел
решили перестроить.
После того, как российские власти опять разрешили
возводить костелы, приступили к сбору средств. Основными жертвователями
стали супруги Леоновичи (14 тысяч рублей серебром), полковник Игнат
Ляскович (5000 рублей серебром) и Антонина Каминская (3334 рублей
серебром). Костел был сооружен по проекту академика Петербургской
академии художеств М. Сивицкого.
Строительство костела было начато в 1861 г. и закончено в 1864 г. В
1896 г. возле костела построили кирпичную "браму" (видна на снимке, до
наших дней не сохранились) с двумя железными калитками и центральной
полукруглой аркой, закрытой узорчатыми железными дверями. Брама и
костел построены в неоготическом стиле. В 1908 г. по описаниям костел представлял собой каменное здание
с 12 окнами и железной крышей, имел в длину 12,5 саженей, в ширину 4 и
2/3 сажени, в высоту около 5 саженей.
В двухэтажной башне помещались колокола "Леонард", "Стефан", "Бронислава". Главный колокол весил 53 пуда.
Современники высоко оценивали художественные достоинства интерьера
костела. Об убранстве несколько раз писал Владислав Сырокомля. Особый
интерес представляли алтари и шесть гипсовых фигур. Справа стояли
святые Рох, Михаил и Габриель, слева - Иисус Христос, Дева Мария и
святой Иосиф.
Рядом с костелом стояли могильные кресты красивейшего древнего кладбища с фамильными гробницами.
Фото 1901 г.- [11].
Но при строительстве Дворца искусства вся эта красота священного места была уничтожена.
В 1890 году в газете "Минский листок" была помещена публикация
ксендза Харевича о Золотогорском костеле и его названии. По преданию,
во время одной из многочисленных эпидемий XIX века (1831 г.?) кому-то
из минчан приснился вещий сон: спасение зависит от святого Роха, статуя
этого святого погребена в костеле бонифратров (милосердных братьев, или
гостеприимных братьев), ее надо найти и извлечь. После продолжительных
поисках в руинах была найдена деревянная статуя св. Роха. Ее очистили,
в торжественной процессии пронесли по городу и установили в деревянной
каплице на Золотой Горке. В некоторых публикациях указывалось, что св.
Рох является патроном (покровителем) города.
Судя по всему, именно в Золотогорском костеле впервые в Минске в
дополнительное богослужение был введен русский (вместо польского) язык.
Это произошло в феврале 1871 года. В октябре того же года при костеле
организовали школу органистов (обучение началось в феврале 1872 года),
в которой готовились музыканты для богослужения на русском языке.
Нововведения связаны с ксендзом Сенчиковским , личность которого весьма
неоднозначно воспринималась католиками. Свою жизнь он, не по своей
воле, окончил в Омске. Католические священнослужители отказались
хоронить ксендза, и этим пришлось заняться православным.
Откуда появилось название "Золотая Горка"? Есть несколько версий.
Во время войны костел был сильно поврежден.
Современный вид костела св. Роха.
Сейчас здесь находится концертный зал камерной и органной музыки Белгосфилармонии.
Источник: http://minsk-old-new.com/ |